Психиатр-нарколог Игорь Зонов: «В одиночку справиться со своей тенью нельзя»

07 июня 2022

Реабилитационный центр «Лодка», в котором людям с алко- и наркозависимостью помогают выздороветь, восстановиться, встать на ноги и вернуться в социум, работает в Воронеже с 2015 года. Его создатель и руководитель – врач психиатр-нарколог Игорь Зонов. Мало кто знает, что по первоначальному образованию Игорь Сергеевич — врач-педиатр. Почему детский доктор решил переучиться на психиатра, как он пришел к помощи людям с зависимостью и зачем создал один из первых в Воронеже реабилитационных центров — узнаем, поговорив с ним.

– Игорь Сергеевич, как Вы пришли к медицине?

– В 1996 году я поступил на педиатрический факультет Воронежского государственного медуниверситета им. Н. Бурденко, который в то время назывался медакадемией.

Будучи студентом третьего курса, параллельно с учебой я стал работать фельдшером в бригаде скорой психиатрической помощи. Как-то раз нас вызвали госпитализировать человека с приступом белой горячки. Он жил в  в частном секторе, его деревянный дом стоял на отшибе. В доме было много охотничьего оружия. Увидев, что к его дому подъехала скорая помощь, мужчина стал отстреливаться. Нам нужно было его обезвредить и доставить в психиатрическую больницу. Мы ждали, пока он отстреляется и потратит все патроны. Когда вошли в дом, стены в нем были продырявлены пулями. Дебошира увезли в психиатрическую больницу, где его вылечили.

- Этот случай не отбил у вас желание работать с психиатрическими пациентами?

- Нет, наоборот — меня увлекла психология и психиатрия. Я стал ходить на психиатрический кружок, который действовал в медакадемии при кафедре психиатрии с наркологией.

Интернатуру по педиатрии я проходил в Воронежской областной детской больнице им. Бурденко. После ее окончания я вдруг понял, что в медакадемию я пришел не за этим. Я мог стать хорошим детским доктором, но почувствовал, что мое призвание — сфера деятельности, которая вращается вокруг изучения феноменов человеческой личности. Я решил переучиться на врача-психиатра. За четыре месяца я прошел первичную специализацию по психиатрии и получил диплом врача-психиатра.

- Где начинали работать?

- Мое первое место работы - Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер, корпус на «Некрасова», где я устроился участковым психиатром.

Через некоторое время мне предложили работать в психиатрической больнице в Тенистом (входит в состав диспансера). Поскольку мне нравилось помогать наркологическим больным, я устроился психиатром на 0,5 ставки в городскую наркологическую больницу №18. Это был период становления стационарной наркологии. Чтобы получить статус врача психиатра-нарколога, я решил учиться дальше и прошел первичную специализацию по направлению «наркология». Так стал психиатром-наркологом.

В больнице №18 я проработал пять лет. Для наркологических больниц нулевые были сложным временем — из-за плохого финансирования больниц у врачей не хватало необходимых медикаментов.

- Как же вы выходили из ситуации, когда пациенту нужно было спасти жизнь, а нужных лекарств под рукой не было?

- Зачастую врачам приходилось покупать медикаменты за свой счет. Я тоже носил с собой чемодан с медикаментами для оказания скорой медицинской помощи, которых на тот момент в больнице катастрофически не хватало. Однажды, когда мой пациент находился в состоянии, угрожающем его жизни, мне ничего не оставалось, как попросить медсестру сбегать в другое отделение больницы, в другой корпус — препарат, который был мне нужен, был только там. Параллельно еще в одно отделение больницы отправил санитарку — за другим жизненно важным препаратом.

Таким образом, на всех больных попросту не хватало лекарств, а медицинскую помощь мне хотелось оказывать всем. В частных наркологических клиниках, которые начали открываться в Воронеже, возможностей было больше. Я решил перейти на работу в частную наркологическую клинику - «Медицина XXI века».

Через несколько лет мне предложили работу в Москве. Работая там психиатром-наркологом, я впервые столкнулся с таким явлением, как реабилитация алко- и наркозависимых. В Воронеже такого явления еще не было, по стране оно только зарождалось. Большинство врачей о реабилитационных центрах не знало,  в регионах нарко- и алкозависимых лечили только детоксикацией и кодировкой. Я заметил, что этого недостаточно —чтобы выйти в длительную, качественную ремиссию, наркозависимым нужна реабилитация.

Посмотрев, как бывшие наркозависимые москвичи создают реабилитационные центры, я удивился, почему этим не занимаются врачи. И решил создать свой реабилитационный центр. К тому моменту у меня уже был диплом специалиста по реализации здравоохранения и общественного здоровья. Я вернулся в Воронеж и в свой День рождения, 13 сентября 2015 года, создал реабилитационный центр «Лодка».

- Почему «Лодка»?

- Название для центра я выбирал долго. Создавать большой центр с филиалами в других городах я не собирался - хотел создать что-то небольшое и домашнее, где свои помогают своим. Названием центру я обязан моему духовнику и давнему другу, настоятелю монастыря. Когда я спросил у него, какое название выбрать для реабилитационного центра, он посоветовал посмотреть журнал, который лежал у него на столе - первое слово, которое я увижу на странице, и будет названием. Я увидел слово «лодка», и это было то, что нужно: лодка - это нечто уютное, небольшое, где человек чувствует себя в безопасности и где все находящиеся рядом, двигаются в одном направлении  - гребут, преодолевая трудности.

– Сразу ли удалось собрать команду специалистов центра?

– На тот момент я был единственным психиатром-наркологом в центре. Я понимал: чтобы иметь возможность 24 часа в сутки реагировать на запросы своих пациентов, мне нужны сотрудники, с которыми мы будем одной командой. Я обратился к людям, которым я в свое время помог излечиться и встать на ноги. Это бывшие зависимые, которые вышли в ремиссию. Они помогали мне, дежурили ночами, занимались с людьми. С тех пор я занимаюсь в центре психотерапией и руковожу центром. Мы активно оказываем помощь нарко- и алкозависимым. Наш центр получил известность за пределами Воронежской области.

- Чем ваш центр отличается от других?

– «Лодка» – единственный в России реабилитационный центр, который ресоциализирует (восстанавливает) бывших зависимых, помогая поднять свой социальный статус. Человек часто отчаивается перед трудностями, с которыми он столкнулся. Мы даем возможность нашим подопечным приобрести новые навыки, поверить в себя, освоить новые специальности и устроиться на работу, раздав долги, улучшив свою кредитную историю перед банками и начав жизнь с чистого листа. Пройдя реабилитацию, люди снова становятся полноценными членами общества, без задолженностей перед государством. Многие, наконец, могут отправиться в путешествие за границу. Кстати, летом наши резиденты, которые прошли стационарный курс реабилитации, отправляются в Абхазию, где наш центр проводит психотерапевтические интенсивы.

– Сколько месяцев занимает реабилитация?

– Все зависит от человека. Мы стараемся выполнить обязательства перед человеком и его близкими за полгода. Бывает, что и раньше. Но, к сожалению, в некоторых случаях реабилитация может затянуться и на 9 месяцев, и на год, особенно в случаях, если человек до того, как попасть к нам, употреблял синтетические наркотические средства. Такие наркотики разрушают психику гораздо сильнее и быстрее, чем те, что были распространены в начале 1990-х.

– Реабилитационный центр «Лодка» существует шестой год. Сколько человек уже прошли реабилитацию в вашем центре?

– Больше тысячи.

– В чем уникальность центра «Лодка»?

– Его уникальность - это симбиоз видения врача-профессионала и видения выздоровевших людей, победивших болезнь. Именно благодаря такому симбиозу становится возможным оказание помощи алко- и наркозависимому человеку совершенно на ином, ранее недоступном профессиональном уровне. Личность зависимого отличается от стандартной личности. Некоторые нюансы его личности я не могу увидеть даже своим профессиональным взглядом. Их мне помогают рассмотреть мои помощники, которые сами некогда сумели перебороть свою зависимость, вылечились и стали здоровыми людьми. Возникшую проблему мы решаем вместе с консультантом по химической зависимости.

- Какие занятия и досуг ваш центр предлагает своим резидентам?

- У нас есть творческие вечера, где зависимые люди участвуют в театральных постановках. Также у нашего центра есть договоренность с Русской православной церковью. У нас есть группы по преодолению религиозной безграмотности, мы организуем паломнические поездки в монастыри.

Сейчас в Воронеже, как и в других городах России, действуют так называемые трудовые дома. Как вы относитесь к ним?

– К трудовым домам я отношусь как к негативному явлению. Считаю, что неправильно подменять терапию и реабилитацию одним трудом. Но на данный момент это единственный выход преодолеть свою болезнь для людей, у которых нет средств для избавления себя от зависимости, а иногда и крыши над головой. К сожалению, в России не существует государственных бесплатных реабилитационных центров закрытого типа.

– Почему нельзя заниматься самолечением нарко- и алкозависимости?

– Зависимая часть личности такого человека всегда будет сильнее наших моральных принципов. Это более совершенное по своей психической организации создание. Теневую сторону своей личности мы прячем всю жизнь, а алкоголь и наркотики разрешают ей вырваться наружу. Под влиянием наркотиков и алкоголя тень вырастает, становится очень сильной. В этом случае ни один человек не сможет справиться со своей тенью в одиночку. Помогут только профессионалы и профессиональные сообщества. Они научат зависимого человека жить со своей тенью и правильно взаимодействовать с ней.

– Как, по-вашему, отличить хороший реабилитационный центр от плохого?

– В отличие от некоторых глав реабилитационных центров, не могу говорить, что наш центр «Лодка» хороший, а остальные – плохие. На мой взгляд, не существует абсолютно плохих реабилитационных центров. Я рад, когда человек попадает в свой центр, где условия выздоровления абсолютно соответствуют особенностям его личности.

 При выборе реабилитационного центра я бы посоветовал обратить внимание на то, есть ли в центре активный контакт со специалистами из области медицины. ведь алкоголизм и наркомания — это болезни. Также, если вы вызываете на дом психиатра-нарколога, не стесняйтесь спросить у него наличие диплома и сертификата по психиатрии и наркологии - ксерокопии этих документов врач должен брать с собой.

- В обществе к людям с наркозависимостью относятся с опаской и презрением. Правильно ли это?

- До того как я столкнулся с проблемой наркомании лицом к лицу, я думал, как и все: что наркоманы - это что-то страшное, преступное, неизлечимое и опасное. Проработав в наркологии какое-то время, я увидел, что в большинстве своем это люди, которые были одарены с детства многими талантами, но не раскрыли их. Этих людей увлекла улица. Мы помогаем  раскрыть их творческий потенциал. Это полноправные члены общества, у которых при хорошем стечении обстоятельств очень много шансов на счастливое будущее.

- Как сложились судьбы выздоровевших людей?

- Многие люди, которые вошли в ремиссию, образовали крепкие семьи. Некоторые приходят в реабилитационный центр и рассказывают о своем пути преодоления зависимости. Они дарят ребятам надежду на исцеление.

- Насколько важна во время излечения от зависимости поддержка близких людей?

- Важно понимать, что наркомания — это не приговор. Это болезнь, от которой человек может исцелиться. А для этого ему нужно помогать, в него нужно верить, надо заниматься его лечением и пытаться вернуть его в общество. Такие попытки плодотворны, и на данный момент многие люди вернулись в общество его полноценными членами.

- Становясь на путь избавления от зависимостей, к чему нужно быть готовым?

- В нашей и мировой культуре есть сказка о волшебном предмете, который меняет жизнь человека — это волшебная дудочка, которая помогает найти ягоды в лесу, горшочек, который сам варит кашу или волшебная палочка, которая выполняет любое желание главного героя. Но мы живем в реальной жизни, и изменить свою жизнь можем только мы сами. Меняться — это большой труд. Поэтому не всем удается пройти этот путь, ни разу не упав.

 

 

 

 

Другие статьи

Символизм образа Лодки

07 июня 2022
image

Лодка в мировом сознании

Читать далее

Памятка родителям

07 июня 2022
image

Если вы заметили странное поведение у ребенка не стоит сразу бить тревогу, обратитесь к специалистам

Читать далее